Идейная девушка - Оксана Фандера

Оксана Фандера -- жена, мать, титулованная красавица смешанных кровей, ученица режиссера Анатолия Васильева, девушка-бунт с внешностью «вамп» и нутром грустного клоуна, с легкостью переходящая с утрированного московского акцента на одесскую «рэчь», -- утверждает, что обрела себя в роли Маши в скандальном спектакле по пьесе Владимира Сорокина «Свадебное путешествие», премьера которого состоялась на прошлой неделе. Обобщенный тип «новой русской девушки 90-х», проигнорированный нашим кинематографом и театром, чуть ли не впервые дан в этом спектакле -- такое ощущение, что роль списана с самой актрисы. Сейчас Оксана снимается в новой картине Филиппа Янковского «Статский советник» (по известному роману Акунина) в роли Иглы -- идейной террористки-бомбистки начала прошлого века... Несмотря на разницу образов, героини Оксаны схожи в одном: они отстаивают право женщины быть личностью. Об этом актриса и говорит -- о судьбе женщины в России: в жизни и в кино.



ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЮ ДЕЛАЮТ ДЕТИ ИЗ ХОРОШИХ СЕМЕЙ?
-- У Акунина по поводу моей героини написано: «Из богатой семьи. Сухая долговязая барышня-перестарок. Бескровные поджатые губы, тусклые волосы, уложенные на затылке в тугой узел. В революции таких много». Имени у нее нет, только партийная кличка: Игла. В каком-то смысле моя героиня -- это беда той России. Девушка из благополучной семьи, которая разрушает основы государственного строя. Это путь и Крупской, и Инессы Арманд, и многих прочих...

Игла пришла в революцию через страдание, через драму -- она потеряла любимого человека. Она на революцию смотрела его глазами. Возможно, мечтала выйти замуж...

Она влипла в революцию по самые уши после того, как его убили. Взяла его дело на себя... Впрочем, это мы сейчас такие смелые в оценках, а раньше для нас это было вполне понимаемо -- вот «девушка передовых взглядов» идет делать новую жизнь... А у них действительно была искренняя вера в то, что это единственно возможный путь для человечества. Кроме того, это ведь еще и их личный бунт против... предопределенности будущей жизни: ранний брак с человеком из «своего круга» и, скорее всего, нелюбимым, все эти выезды, салоны, светские сплетни... Они бунтуют в первую очередь из-за отсутствия выбора как такового!.. И в один прекрасный день они говорят себе: «Я ТАК не хочу». И сворачивают с наезженной обществом колеи, и на новом пути быстро находят попутчиков. А попутчики хотят счастья для всего человечества. И готовят самодельные бомбы. Все и ужасно, но и... по-своему объяснимо.



КАК СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В БОМБИСТКУ ХIХ ВЕКА?
-- У Иглы ведь все -- внутри. Отсутствие деталей в лице... Есть идейный стержень, на нем все держится. Такая коробочка, закрытая до поры. Она чиста и несчастна в своей закрытости. Когда перед съемками происходит разговор с художником, у любой актрисы возникает вполне естественное желание выбрать костюм, который бы выгодно подчеркивал твою фигуру, любая актриса хочет почаще эти костюмы менять... У меня была единственная просьба к художнику картины -- чтобы, во-первых, мое платье было максимально бесцветным, блеклым, неярким. И, во-вторых, чтобы платье было одно-единственное на весь фильм. Никакой косметики. Момент переодеваний и смены причесок я сознательно и сразу предложила исключить, чтобы форма не превалировала над содержанием...

Это, если хотите, и мое личное сопротивление той роли, которую мне часто навязывали режиссеры, когда моя внешность является решающим фактором. Сейчас я сознательно выбираю роли, где внешность и фигура совершенно не имеют значения.



ГЕРОИНЯ 90-Х: ВЗГЛЯД СНАРУЖИ...
-- ...В спектакле «Свадебное путешествие» я играю Машу Рубинштейн, еврейскую девушку из профессорской семьи, свободную от всяческих предрассудков и условностей. Эдакую оторву, вышедшую из московской светской среды середины 90-х годов, которая тем не менее способна на поступок, способна полюбить... Однако это лишь часть -- хотя и лучшая -- моей Маши. Другая ее часть -- светско-московская, презрительная к окружающему миру и людям, где-то даже жесткая... Новый тип женщин, мы их знаем в основном по фотографиям в глянцевых журналах. Я хотела, чтобы МЫ их поняли. Хотя бы. Эта роль, можно сказать, списана «с натуры». Я знаю многих из этой среды: тех, для кого светская жизнь -- это и есть жизнь. Их цель -- даже не «удачно выйти замуж»; главное -- соответствовать вот этой глянцевой, яркой жизни.



...И ИЗНУТРИ:
-- Их легко узнать. Прямая осанка, идеальное лицо. Выверенная пластика. Они следят даже за количеством собственных морганий. Немного американский тип поведения. Они никогда не могут себе позволить что-то драматизировать или быть искренними. Не могут ответить на вопрос: «Как дела?» -- «Да знаешь, не очень хорошо...» Нет, только: «А, атличнА, атличнА, как ты?» Даже когда они разговаривают, они цепко держат периферийным зрением все, что происходит вокруг. Мгновенно оценивают: во что ты одет, какую коллекцию ты носишь, сколько ты стоишь. Они успевают тебя обсудить -- и это написано у них на лице. У меня -- в силу моего одесского происхождения -- этот тип поведения всегда вызывал улыбку. Однако надо сказать, что они тоже бывают разные. Есть, конечно, и такие вот абсолютные беби-герл, фантастически выглядящие девушки, и не стоит пытаться разобраться, что у них внутри, -- будешь разочарован. Зато можно, например, научиться получать эстетическое удовольствие от их внешнего вида... Хотя иногда очень забавно, когда такая девушка одета в стиле Look -- как с картинки, один к одному. Картинка предлагает такую сумку, рубашку, брюки, ботинки, все правильно, но дизайнер ведь не настаивает, что все это надо надевать вместе!..



ПРИЖИВЕТСЯ ЛИ ФЕМИНИЗМ В РОССИИ?
-- Феминизм -- скорее западная фишка, где женщины, стремясь к самостоятельности, сбиваются в стаю. Парадокс, правда? Зачем объединяться в женскую банду, если ты можешь быть сама собой... самостоятельно -- дома, на работе... Договориться со своим любимым человеком о разграничении домашних обязанностей, например... Но зачем это делать тотальным, с громкими лозунгами, зачем переводить эту проблему в плоскость классовую, социальную? Это смешно. «Заниматься самореализацией» можно и дома -- да накупи книг хотя бы, возьмись за голову, реши жить по-новому, разберись, в чем есть твои заблуждения, ошибки, рефлексии... Кто-то сказал: за всю свою жизнь ты можешь изменить только одного человека -- самого себя. Каждый может и должен заниматься собой... В «Свадебном путешествии» я играю не столько даже разницу двух наций, сколько разницу между мужчиной и женщиной, их принципиальное различие. В спектакле просматривается и такая идея: любовь -- это НЕвозможность НЕ принимать другого. Любовь свободных людей -- это когда ты говоришь: «Я принимаю тебя таким, а я вот такая -- и ты принимаешь меня, о'кей?.. Но мы об этом даже не договариваемся. Это ведь само собой, правда?..»



СКОЛЬКО СТОИТ СЧАСТЬЕ РЕБЕНКА?
-- Знаете, легко сделать своего ребенка счастливым... и одновременно очень трудно. Почему дети из благополучных семей сейчас, например, вступают в партию Лимонова? ...Думаю, просто они в детстве были обделены вниманием. Родители их занимаются делом, они постоянно заняты, откупаются от детей мобильниками, водителями и няньками. Дети себя чувствуют практически одинокими, и когда они вырастают, они начинают бунтовать. Они выбирают совершенно другую жизнь, потому что видят: то, как живут родители, вся эта обеспеченная жизнь, -- это фуфло, счастья это не приносит. Счастье приносят самые банальные и обычные вещи -- когда родители тебя слышат, когда тебе улыбаются. И могут оказать тебе помощь не тогда, когда ты их просишь, а всегда, одним своим присутствием... Достаточно посмотреть в глаза такому ребенку, чтобы понять, что дома не все благополучно. За десять лет выросло совершенно одинокое поколение, мне кажется. Я хочу верить, что мир вернется к самому себе, к простоте какой-то, к простым понятиям.



НУЖНО ЛИ БОРОТЬСЯ С ФАНТОМАМИ ХХI ВЕКА?
-- Я, например, дома очень воюю с компьютерами. Хочу, чтобы мои дети развернулись от компьютера, повернулись друг к другу. Хочу, чтобы они держали в руках книги, пахнущие типографской краской... Мой старший ребенок совершенно не читает книг, и я с ним боролась. Пыталась его заставить читать, но на каком-то этапе поняла, что... он уже личность. Вдруг ты сталкиваешься с его позицией, лет в семь. Сейчас ему 13, он почти не читает. Не хочет!.. Зато он киноман. Смотрит все фильмы и знает кино лучше, чем я... Пока добилась того, чтобы Ваня видел компьютер только на даче, в выходные дни.



ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЗАЧЕРКНУТЬ ПРОШЛОЕ...
-- Когда я попросила режиссера Эдуарда Боякова описать мою героиню из «Свадебного путешествия», он сказал: «Если говорить о физиономических качествах, то просто посмотрите на себя в зеркало». Не знаю, комплимент ли это... По папе я -- украинка, по маме -- еврейка. В спектакле у моей Маши есть такой монолог, когда она пытается успокоить своего закомплексованного немецкого друга: мол, не бери в голову, мы не отвечаем за своих родителей, за их прошлое -- за советское ли, за немецкое... Пока произносила этот монолог, мне было даже смешно, но потом чуть не разрыдалась... Неожиданно я почувствовала, что все не так просто... что родители не могут не иметь отношения к тебе, хочешь ты этого или нет. Пьеса дала повод задуматься над этим. Даже в Одессе, где я родилась и где евреев -- девяносто девять целых и девять десятых, в 70-е годы, когда началась первая волна эмиграции, евреи стали «жидами». Я от рождения на свою беду очень сильно реагировала на это слово. Я была замкнутым ребенком, и мало кто догадывался о том, что происходило у меня внутри. В результате все это вылилось неожиданно и спонтанно...



...И ПОЧЕМУ ЕГО НЕЛЬЗЯ СТЫДИТЬСЯ?
...Когда мне было 14 лет, моя мама повторно вышла замуж, и мы переехали в Москву. В 16 лет я получала паспорт, и паспортистка спросила, кем меня записать -- еврейкой или украинкой? (Мой отец наполовину украинец, наполовину цыган...) Она не договорила фразы, как я буквально перелетела через стойку, которая нас разделяла, схватила ее за руку, у меня брызнули слезы, и я крикнула: «Украинкой!» По лицу мамы я увидела, что она не то чтобы оскорблена, нет, но... Она не ожидала такой реакции. Все это -- результат детских впечатлений... И уже в более сознательном возрасте, скажу честно, мне стоило большого труда и усилий, чтобы убедить себя, что в национальности нет ничего плохого или хорошего -- это просто факт. Я прошла сложный путь, прежде чем сказать себе: хватит краснеть, когда заходит речь о евреях... Ну хватит уже, выключайте свой диктофон...

02.02.2004 Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ

© oksana .fandera.

Бесплатный хостинг uCoz